Отзыв
на проект Федерального закона “О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части введения особого порядка досудебного производства)”
В представленном законопроекте разработчиками предложено ввести особый порядок досудебного производства по уголовным делам, по которым п.1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ предусмотрено предварительное расследование в форме дознания.
Анализ содержания законопроекта позволяет утверждать, что он содержит следующие основные дискуссионные положения:
1. Предложение о наделении полномочиями по расследованию уголовных дел в объеме полномочий дознавателя любых лиц, уполномоченных начальником органа дознания (пп. “а ” п. 1 законопроекта);
2. Предложение о передаче решения о применении особого порядка досудебного производства по уголовным делам исключительно начальнику органа дознания (п. 14 законопроекта);
3. Определение основания для применения особого порядка досудебного производства по уголовным делам в следующем виде – “причастность лица к совершению преступления очевидна и доказывание не представляет особой сложности” (п. 20 законопроекта).
Совокупность вышеназванных изменений, при их принятии, может привести к тому, что решение о применении особого порядка досудебного производства по уголовным делам будет зависеть исключительно от субъективного мнения начальника органа дознания, основанного на чрезмерно неконкретном основании, предусмотренном законом. При этом, расследование уголовных дел может быть поручено лицам, которые обычно не выполняют соответствующую функцию – участковым уполномоченным, инспекторам по делам несовершеннолетних, оперативным сотрудникам полиции, что на практике повлечет снижение качества расследования уголовных дел и может породить значительное количество злоупотреблений. Кроме того, законопроектом при решении вопроса о применении особого порядка досудебного производства по уголовному делу не предусмотрен учет мнения лица, привлекаемого к уголовной ответственности.
При таких обстоятельствах полагаю необходимым доработать законопроект в направлении исключения из него неконкретного основания для применения особого порядка досудебного производства по уголовному делу, четкого определения круга лиц, которые будут вправе расследовать уголовные дела в этом порядке, а также учета мнения лица, привлекаемого к уголовной ответственности.