Отзыв
на проект Федерального закона “О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части применения мер пресечения в виде залога и домашнего ареста”
В представленном законопроекте разработчиками предложено ввести в УПК РФ новую меру пресечения – “запрет определенных действий”, которая будет состоять в применении по решению суда ограничения ряда прав и свобод подозреваемого и обвиняемого, выражающихся в запретах выходить за пределы жилого помещения в определенные периоды времени, находиться в определенных местах, а также ближе определенного расстояния до определенных объектов и лиц, общаться с определенными лицами, отправлять и получать почтово-телеграфные отправления, использовать средства связи с сеть “Интернет”, совершать иные действия, которые могут повлечь то, что подозреваемый или обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, продолжит заниматься преступной деятельностью, сможет угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Также предлагается внести некоторые корректировки в ст. 107 УПК РФ – “Домашний арест” и ряд других норм УПК РФ.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, введение данной меры пресечения призвано увеличить эффективность применения иных мер пресечения – залога и домашнего ареста, а также, в результате этого снизить количество применения меры пресечения в виде заключения под стражу.
Проектом предусмотрено осуществление зачета применения меры пресечения в виде запрета определенных действий, при их определении в виде ограничения выхода за пределы жилого помещения, в размере одного дня содержания под стражей за два дня применения этой меры пресечения, а в случае иных ограничений свободы передвижения – одного дня содержания под стражей за три дня применения этой меры пресечения.
Анализ содержания законопроекта, и предлагаемых в нем нововведений, позволяет утверждать, что его принятие будет способствовать не только достижению целей уголовного судопроизводства, но и существенному расширению практики применения альтернативных заключению под стражу мер пресечения, в связи с чем представляется необходимым поддержать принятие предлагаемого законопроекта. Снижение доли заключения под стражу в общем количестве мер пресечения, в свою очередь, будет иметь положительный экономический эффект, а также в меньшей степени будет нарушать обычный уклад жизни лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, что будет способствовать их возможности более эффективно защищаться от предъявленного обвинения всеми не запрещенными законом средствами и способами.
При таких обстоятельствах полагаю необходимым поддержать принятие предлагаемого законопроекта.