Источник: Журнал «Российский адвокат» № 6 – 2012
РЫЦАРЬ АДВОКАТУРЫ
Сложная смесь строгих профессиональных оценок и теплых дружеских чувств ведет мое перо, когда я пишу о Гасане Борисовиче Мирзоеве. Слава Богу, они не противоречат друг другу: ни у кого не найдется оснований заподозрить меня в том, что тепло дружбы слишком подогревает оценку достоинств этого человека и его заслуг на профессиональном поприще. Они очевидны, неоспоримы и не должны зависеть от характера личных отношений.
Гасан Борисович – строитель. По нутру, по рождению, по призванию. В его голове один за другим рождались крупные (креативные, как теперь принято говорить) новаторские проекты. Но он никогда не ограничивался ролью такого производителя идей, для которого не важно, кто и как будет эти идеи осуществлять. Гасан Борисович не просто «выдумщик», он –строитель, созидатель. Ему в радость создавать нечто новое «своими руками». Человек, обладающий огромными организаторскими способностями, недюжинным темпераментом, эмоциональный и удивительно целеустремленный, – разве, зная все это, можно удивляться, что счастливая судьба каждой идеи просто предрешена.
Примеров – предостаточно. Вспомним перестроечные годы. Если не бояться «красивостей» слога, можно сказать так: в сумбурной, похожей, скорее, на скрежет музыке экономических перемен Гасан Борисович одним из первых уловил ключевую ноту: главная (и самая уязвимая) фигура новой экономики – предприниматель. Именно он более других нуждается в надежной правовой поддержке.
Гасан Борисович первым начал поэтапно, с разумной неспешностью, строить систему такой помощи. Наш юбиляр мог бы сделать прекрасную карьеру ответственного чиновника. Но задуманное побудило сделать совсем другой шаг. Так возникла ориентированная именно на предпринимателя коллегия адвокатов “Мосюрцентр”. Ее создал, возглавил и стал признанным лидером теперь уже адвокат Г.Б. Мирзоев.
Однако строительство системы на этом не остановилось. Он инициирует новую структуру федерального масштаба. Сегодня юридическое сообщество невозможно представить без Гильдии российских адвокатов. И, чтобы достроить задуманное здание, «прораб» прекрасных идей создает Российскую академию адвокатуры и нотариата – единственное в стране высшее учебное заведение такой специальной направленности.
Гасан Борисович, дорогой, неужто не успокоились? Какие такие стройки нас ждут впереди?
Я знаю: не успокоился. Такие люди (строители!) до конца дней не успокаиваются. И, значит, будут новые идеи, новые масштабные дела. Я еще раз произношу это слово, ибо такова мера личности. Без преувеличения, Гасан Борисович работает на страну. Об этом свидетельствуют дела, о которых я упоминал выше, его активная деятельность в качестве депутата Государственной думы Федерального Собрания РФ, в составе руководства Федеральной палаты адвокатов РФ и Федерального союза адвокатов РФ.
Его общественный «послужной список» огромен. Но Гасана Борисовича хватает не только на это. Прекрасный адвокат, он успешно осуществляет защиту в судах при разбирательстве сложных уголовных дел и считает личное исполнение таких функций делом не менее важным, чем все остальные профессиональные заботы.
Юбиляр – известный публицист, постоянно выступающий в СМИ не только по поводу адвокатских проблем, но и по общим вопросам права. Выступает как проповедник закона и как подлинный правозащитник, адепт прав человека. Есть и еще одна важнейшая темавыступлений и с трибуны СМИ, и с других, самых высоких, трибун: защита интересов и независимого статуса адвокатуры как особого института гражданского общества. Многие ретивые высокопоставленные чиновники в своей узколобой «государственной заботе» о беспрепятственном ведении следствия и отправлении правосудия фонтанируют предложениями, фактически нивелирующими роль и значимость адвокатуры в правовом процессе. От Г.Б. Мирзоева со товарищи требовалось, требуется и, возможно, еще не раз потребуется не только выработка аргументированной юридической позиции, умение «держать удар», но и определенное гражданское мужество, чтобы отстаивать свои позиции от нападок. Они – настоящие адвокаты адвокатуры. Рискну утверждать, что сегодняшним неизменным своим статусом «подзащитная» в значительной степени обязана этим людям – истинным ее рыцарям. Их немало, но в первую очередь я имею в виду Е.В. Семеняко, А.П. Галоганова, Г.М. Резника (да простят меня те, кого я не упомянул).
Деловая активность юбиляра удивительна. Застать его в кабинете одного невозможно. Всегда много посетителей и сотрудников с миллионом вопросов. Телефон звонит не умолкая. Одни гости сменяют других, поток непрерывен. И ко всем Гасан Борисович внимателен, и никто не уходит без ответа на вопрос. Но уже надо куда-то мчаться, а потом еще куда-то, а оттуда… Да я бы в три дня с ума сошел от жизни в таком режиме!
Думаю, Гасану Борисовичу помогает справляться со всем этим замечательным сумасшествием, конечно же, чувство ответственности и за дело своей жизни, и за идущих с ним в одной «упряжке» людей, благополучие которых во многом зависит от успехов этого дела. И то, что он – человек очень общительный и контактный.
А теперь я скажу: все написанное выше на самом деле было адресовано не самому Гасану Борисовичу. Какой смысл пересказывать человеку его собственную биографию? Я, естественно, обращался к читателям и, в первую очередь, к студентам Российской академии адвокатуры и нотариата. Пусть еще и еще раз почувствуют, какой у них ректор.
Наконец, мои поздравления юбиляру. Дорогой Гасан Борисович! Десятилетия наших ничем не омраченных отношений, надеюсь, дают мне право приветствовать Вас не официально, а по-дружески, то есть особенно тепло. Я горжусь нашей дружбой и очень рад нашему многолетнему «академическому» сотрудничеству.
Я поздравляю Вас с юбилеем! Встречайте его весело и радостно, потому что он – веха прекрасного возраста, в котором сплав накопленной мудрости и нерастраченной силы позволяет жить особенно полноценно и эффективно. Во всех отношениях. Уверен, так есть и так будет! Вы – из той замечательной породы людей, которые делают себя сами. Вам многое дано природой, родителями, воспитанием. И Вы сумели в этой жизни по-умному, по-хозяйски распорядиться своими талантами. Браво!
Но впереди у Вас еще очень много того, над чем нужно будет подумать, и всего, что предстоит сделать. Поэтому жить Вы должны долго и счастливо. На этот счет я желаю Вам того, что на недавнем моем юбилее пожелал мне мой друг Генри Маркович Резник. Он сказал так: «У евреев есть обычай. Расставаясь, они говорят: живи до 120 лет! Я тебе этого не желаю. Я желаю, чтобы ты жил только 119 лет и на твоих похоронах люди говорили: «Как жаль! Как рано, как безвременно ушел от нас…».
Наслаждайтесь жизнью, дорогой Гасан Борисович, пейте ее большими глотками вместе с Вашей прекрасной Зинаидой Яковлевной и детьми! Но, увы, только до 119 лет…
Вы глубоко верующий человек, по-настоящему серьезно читавший главные книги человечества. Они наложили отпечаток на Ваше творчество как автора собственных книг. Вам, человеку, непосредственно занятому образованием и воспитанием молодежи, я хочу пожелать, чтобы содержащиеся в них мысли, словно наказ, были услышаны и восприняты в первую очередь именно молодыми людьми. Поэтому я хочу завершить свое поздравление одной из таких мыслей: «И если вы спросите меня, зачем мы живем, зачем мы созданы Богом, я отвечу: цель нашей жизни – во всепоглощающей любви к Богу, родителям, детям, ближнему, в самосовершенствовании, в совершенствовании нашей Души, а значит, и всего Божественного мира. Так говорят мои предки! По поступкам нашим воздастся нам! Это не просто сказки и легенды – это мудрость».
Vivevaleque, Гасан Борисович!
Михаил Бабаев