Источник: “Российская газета” – Федеральный выпуск №6070 (94)
Защитники приняли поправки в свой профессиональный Кодекс
Кодекс профессиональной этики адвокатов – первый в истории отечественной адвокатуры документ, определяющий правила жизни сообщества. Он был принят 10 лет назад и считается в числе лучших мировых аналогов. Чтобы понять суть изменений, можно сослаться на статью 10 Кодекса в новой редакции: “Закон и нравственность в профессии адвоката выше воли доверителя, – говорится в ней. – Никакие пожелания, просьбы или требования доверителя, направленные к несоблюдению закона или нарушению правил, предусмотренных настоящим Кодексом, не могут быть исполнены адвокатом”.
Что можно, а чего нельзя – споры об этом идут давно. Адвокаты против механического перевода в их ряды корпоративных юристов. Чтобы получить статус адвоката, юрист должен сдать квалификационный экзамен и принять присягу. Такие требования не случайны. Слишком часты отступления от стандартов и принципов профессии. Нередки случаи, когда адвокаты публично обнародуют сведения, относящиеся к адвокатской тайне, в целях самопиара. Есть факты предательства интересов доверителей, если защитник низводит себя до уровня “карманного” послушника следователя, а иные, напротив, встают на одну доску с преступником, помогая уйти от справедливого наказания в обход закона.
По словам главы департамента Федеральной палаты адвокатов Юрия Самкова, в рабочую группу по подготовке новой редакции Кодекса поступило более 500 предложений. Не все из них получили одобрение. Например, предлагался особый порядок привлечения к ответственности президентов палат. Но сообщество решило, что все-таки все защитники должны быть равноправны.
Президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев, выступая на съезде, сказал о необходимости совершенствовать и закон об адвокатуре. Там должны быть предметно отражены вопросы социальной защищенности адвокатов, повышения престижа и авторитета адвокатуры в обществе. А изменения, вносимые в Кодекс, могут обернуться бумерангом против самих адвокатов, если те будут вести себя как лебедь, рак и щука.
Проблемой остается уровень раскрываемости преступлений против защитников. По словам президента палаты адвокатов Москвы, главы комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Генри Резника, этот уровень очень низок.
— Мы составляем группу риска, — сказал он на съезде. — Мы здесь не одиноки, здесь же находятся и следователи, и прокуроры, и судьи. Однако уровень раскрываемости убийств адвокатов очень низкий – 30 процентов, что вдвое ниже средней раскрываемости этого вида преступлений. Наверное, это говорит о неком отношении к представителям нашего сообщества.
По данным руководителя комиссии, из 33 преступлений с гибелью адвокатов за последние десять лет раскрыты лишь семь. Только в период с апреля 2011 года по апрель 2013г. в стране убили пять адвокатов, причем каждое преступление было связано с профессиональной деятельностью защитников. Кроме того, за последние два года в России зафиксированы 19 случаев насилия с причинением вреда здоровью адвоката и 24 – без.
В резолюции съезда делегаты отметили, что правоохранительные органы принимают недостаточные меры к раскрытию убийств адвокатов и призвали госструктуры тщательней работать над защитой права защитников на жизнь, здоровье и личную неприкосновенность.
VI Всероссийский съезд адвокатов отличался от предыдущих. На нем не было именитых VIP-персон. “Свадебных генералов” из министерств, ведомств и иных структур решили не приглашать из прагматических соображений. Как правило, гости подолгу выступали с приветственными речами, и на это уходила добрая половина рабочего времени. На сей раз 151 делегат от 80 адвокатских палат субъектов Федерации все его потратили на решение своих профессиональных проблем.
Президент Федеральной палаты адвокатов Евгений Семеняко тоже внес новшество. Чтобы сделать обсуждение более рельефным, он поручил выступить с докладами своим заместителям. Первый вице-президент ФПА Юрий Пилипенко, вице-президенты Генри Резник, Светлана Володина, Геннадий Шаров, Алексей Галоганов и Владислав Гриб предметно обрисовали основные направления работы Совета палаты в отчетном периоде.
По нынешнему закону об адвокатуре кадровые решения в верхнем эшелоне сообщества принимает Совет Федеральной палаты, который и сам периодически обновляется. Нынешний съезд утвердил решение Совета об очередной ротации в количестве 10 человек. В состав Совета вошли Роберт Зиновьев из Москвы, Юрий Припузов из Республики Саха (Якутия), Владимир Чехов из Краснодарского края и другие известные в адвокатской среде защитники. Кстати, всего в стране сейчас работают 67 978 адвокатов, действует 22 980 адвокатских образований, охватывающих всю территорию России.
Президентом Федеральной палаты адвокатов остается Евгений Семеняко.