О мёртвых здесь не говорят
На Украине пытаются забыть об убитом Грабовском
«Российская газета», Павел Дульман
Адвокат Юрий Грабовский — Фото: AP
Официальный Киев изо всех сил старается сделать вид, что убийства адвоката Юрия Грабовского не случилось. Об этой трагедии больше не говорят политики и журналисты, и как-то вдруг исчез из украинских новостей сам процесс над россиянами Александром Александровым и Евгением Ерофеевым, хотя отчёты о ходе этого дела в течение нескольких недель обязательно сопровождали слезливые сюжеты о Надежде Савченко.
В последний раз об убийстве Грабовского украинские СМИ вспоминали в минувшую пятницу, именно в день, когда его смерть подтвердил главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос. Тогда же были сделаны и заявления, иллюстрирующие состояние умов украинской элиты, и о которых сегодня в Киеве, кажется, стараются забыть.
Благо, есть о чем забывать. Например, о заявлении экс-главы СБУ Валентина Наливайченко, выступающего сегодня в политическом дуэте с Юлией Тимошенко, который рассмотрел в убийстве Грабовского “российский след”. “Безусловно, за убийством может тянуться российский след, ведь той стороне выгодно развалить громкое дело в Украине и запугать свидетелей”, – не смущаясь отсутствием логики в сказанном, заявил Наливайченко. Пообещал проверить, а значит – найти “российский след” скандальный советник главы МВД Украины Антон Геращенко. Его коллега – такой же комический советник министра Зорян Шкиряк даже попытался оправдать убийц адвоката – мол, их можно понять, зачем он взялся защищать врагов. Впрочем, последнее высказывание активный блогер Шкиряк, по примеру старших товарищей ранее уличивший Россию в брюссельских взрывах, тут же удалил. После этого в украинском эфире на тему Грабовского наложено эмбарго. Местные СМИ даже не сообщили о предоставлении охраны адвокату Ерофеева Оксане Соколовской и новому адвокату Александрова Валентину Рыбину.
О причинах такого упорного молчания лучше всех ещё 20 марта, до обнаружения тела Грабовского, рассказал сам прокурор Матиос в эфире телеканала “112”. Тогда он заявил, что адвокат похищен “с участием спецслужб РФ для создания картинки”, которая послужит дискредитации самого уголовного дела против россиян и испортит имидж Украины в Европе в преддверии референдума, намеченного на 6 апреля в Голландии.
Возможно, в Киеве наконец поняли, что обвинять Россию во всех грехах становится немодно, а когда это делают люди вроде Шкиряка и Геращенко – попросту глупо. Иначе придётся вспомнить и о “российском следе” в убийстве писателя Олеся Бузины, обнаруженном теми же персонажами. Но тогда придётся вспоминать и о том, что убили его, как выяснилось, молодые нацисты из “зоны АТО”, а также о том, что они уже отпущены судом на поруки. Слишком много неудобной правды всплывает в связи с убийством адвоката, честно и профессионально делавшего свою работу. И как бы не произошло так, что впоследствии единственной заинтересованной стороной в этой жертве не оказалась украинская военная прокуратура и ее глава Анатолий Матиос: ведь именно его Юрий Грабовский называл в числе заказчиков давления на адвокатов незадолго до смерти.
Мнения
Гасан Мирзоев, президент Международной ассоциации русскоязычных адвокатов:
— Я только что вернулся в Москву из зарубежной поездки, и весть о бесчеловечном убийстве адвоката Юрия Грабовского поразила меня в самое сердце.
Это не только наш коллега по адвокатскому цеху, но и активный участник недавно созданной широкой организации защитников права – Международной ассоциации русскоязычных адвокатов. (Сокращённоенаименование – НКО “МАРА”, или International Association of Russian-Speaking Lawyers)
Человек, говорящий по-русски, может рассчитывать на профессиональную помощь адвоката в любой стране мира. В том числе и на Украине. Защита законных прав и интересов наших соотечественников за рубежом – главная задача, которую поставила перед собой ассоциация.
В работе учредительного съезда, прошедшего в прошлом году, участвовали представители 73 стран мира. В ассоциацию вошли на добровольной основе не только наши граждане, но и юристы зарубежных стран, у которых основной направляющей является правозащитная деятельность. Общая численность уже приступивших к работе адвокатов исчисляется десятками человек.
Одним из таких адвокатов на Украине и был Юрий Грабовский. Профессионал высокого класса, человек безупречной честности, он сразу стал пользоваться доверием и расположением среди членов Международной ассоциации.
У нас нет никакого сомнения в том, что это подготовленное политическое убийство, направленное на разжигание националистической истерии в украинском обществе. Это злобная месть тем людям, которые занимаются правозащитной деятельностью, борются за права человека в своей стране.
Адвокаты Международной ассоциации работают практически во всех уголках мира, на всех континентах, в том числе и в “горячих точках”. Но даже там, где очень неспокойно, где идут вооружённые конфликты, ещё не было столь бессмысленного и зверского убийства адвоката.
Ведь смысл и цель его профессиональной деятельности – защита человека, забота о том, чтобы в любой ситуации были соблюдены закон и право обвиняемого на справедливость. Очень жаль, что скорбный список жертвенных потерь ассоциации открыла именно Украина, которую мы, несмотря ни на что, считаем братской.
Адвокаты ассоциации в любой стране мира будут защищать любого человека, обратившегося за помощью на русском языке. Характеризующий признак – русский язык.
Сергей Варламов, партнёр юридической компании, руководитель отраслевого отделения “Деловой России”:
— Защитить адвокатов, берущихся представлять интересы тех, кого причисляют к числу врагов, можно только на государственном уровне. То есть именно государство может и должно защищать таких адвокатов.
Но на практике это довольно дорогостоящие мероприятия. На Украине эта проблема сейчас ярко выражена, особенно в последние годы. Многие украинские адвокаты сталкиваются с угрозами и попытками вывести их из дела при защите “врагов народа и режима”.
Только за последний месяц на Украине уже убили двух адвокатов, участвующих в аналогичных делах, включая Грабовского. Это свидетельствует о плохом управлении в стране и хаосе в этой сфере.
Генри Резник, вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ:
— Подобные случаи, к сожалению, происходят в разных странах. В частности, известный случай, когда было нападение на израильского адвоката, который защищал обвиняемого в преступлениях против человечности. Был процесс по делу такого Ивана Грозного, его обвиняли в том, что он был надзирателем в Освенциме. На его адвоката было совершено нападение – он потерял глаз.
Общественное мнение, к сожалению, склонно отождествлять обвиняемого с преступником. Хотя известно, что виновным признать человека может только суд.
В группе риска находятся и адвокаты, участвующие в делах, в которых сталкиваются очень мощные финансовые интересы. Были случаи убийств адвокатов по таким делам.
Есть и другая угроза для адвоката – подвергнуться нападению и со стороны потерпевших.
В общем, что могу сказать, мы – адвокаты в группе риска, как, кстати, и журналисты, освещающие острые темы. Такая угроза есть, она может возникнуть в любой стране. В некоторых странах с большей вероятностью – в тех, которые только идут по пути к правовому государству. При этом во всех странах есть право требовать от государства мер защиты. Так же как защищают свидетелей, потерпевших. Адвокат, который ведёт такого рода дела, не должен утрачивать бдительность и должен обращаться за защитой.
Российская газета – Федеральный выпуск №6933 (65)
Подготовили: Борис Ямшанов, Иван Петров