16 декабря 2024 года в Совете Федерации ФС РФ прошёл Круглый стол «Совершенствование уголовно-процессуального законодательства в части сокращения сроков применения меры пресечения в виде заключения под стражу, в том числе в связи с длительностью сроков производства судебных экспертиз», организованный Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
В работе Круглого стола принял участие и выступил Президент Гильдии российских адвокатов, вице-президент ФПА РФ, ректор РУАН имени Г. Б. Мирзоева, Почетный работник юстиции РФ, Заслуженный юрист РФ, д.ю.н., профессор Г. Б. Мирзоев.
В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, представители Конституционного Суда РФ, Министерства внутренних дел РФ, Следственного комитета РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Министерства юстиции РФ, судьи, представители научного сообщества и общественных организаций.
Открыл и вёл мероприятие заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству М.Г. Кавджарадзе.
В своем выступлении Г.Б. Мирзоев отметил, что формальная сторона порядка применения меры пресечения имеет противоречия. А именно – возможность злоупотреблений со стороны органов, ведущих расследование, правом ходатайствовать перед судом о заключении под стражу, основания которого часто не подкрепляются достаточными доказательствами. В связи с чем в основание заключения под стражу вмешивается субъективизм и обвиняемые могут находиться длительное время в СИЗО.
По словам Г.Б. Мирзоева, заключение под стражу – это не только уголовно-процессуальный, но и конституционно – правовой институт, поскольку он сопряжен с ограничением прав человека. Поэтому такие оценочные категории как разумность сроков, обоснованность предположения о противодействии следствию, должны получить формальные границы в виде предельного срока содержания под стражей, представляющим особую сложность. В декабре 2023 было внесено предложение соответствующего законопроекта в Госдуму, который в последующем был снят с рассмотрения. В этом законопроекте был предложен предельный срок 18 месяцев. С учетом того, что свыше одного года продление производится по делам представляющем особую сложность, представляется, что указанный в данном законопроекте предельный срок продления содержания под стражей, является допустимым, разумным и соответствующим действующему законодательству. Но установить его нужно безусловно, безо всяких изъятий и исключений. По достижении данного срока подозреваемый или обвиняемый должен быть незамедлительно освобожден.
Г. Б. Мирзоев привёл пример с резонансным заключением под стражу гражданина Республики Сербия Дражена Миловича, когда у суда не было достаточных оснований для его задержания. При содействии адвокатов Международной ассоциации русскоязычных адвокатов невиновность Миловича была доказана, и его экстрадиция в недружественную страну Черногорию не состоялась.
«Наши судьи должны почувствовать себя действительно независимыми», сказал в заключение Г.Б. Мирзоев.