16 мая 2023 г. председатель Комиссии Гильдии российских адвокатов по защите и безопасности бизнеса О.В. Матюнин принял участие в работе круглого стола «Блоги, налоги и дробление бизнеса. Часть первая, уголовная», организованном аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и выступил с докладом о нарушениях специального порядка возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях.
По словам О.В. Матюнина, «почти все имеющиеся у нас официальные ответы ФНС, СКР, Генеральной прокуратуры, а также проект Приказа Генеральной прокуратуры «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере» подтверждают, что в соответствии с частью 1 статьи 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 УК РФ, служат только материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (в порядке части 3 статьи 32 НК РФ). Но дальше этой констатации пока никто не пошёл. В реальности нужно что-то решать с уже возбуждёнными в обход установленного порядка уголовными делами».
Дискуссия позволила участникам круглого стола обратить внимание на необходимость совершенствования Федерального закона от 09.03.2022 № 51-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Пункт 3 статьи 32 НК РФ, регламентирующий передачу в следственный орган материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статьям 198-199.2 УК РФ, требует от ИФНС не просто передавать материалы в органы расследования, а строго соблюдать стадийность налогового процесса и установленные сроки. Передавать материалы можно только после вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Первая недоработка заключается в том, что действующий специальный порядок передачи налоговым органом материалов в следственный орган, изложенный в пункте 3 статьи 32 НК РФ, совершенно не затрагивает ситуацию, когда по итогам налоговой проверки вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с истечением срока давности привлечения к налоговой ответственности. Такая ситуация не означает отсутствия признаков налогового преступления и может возникнуть, когда срок давности привлечения к уголовной ответственности еще не истек. Однако сейчас для такой ситуации просто нет процессуальной нормы в налоговом законодательстве – на практике применяется статья 82 НК РФ.
Вторая недоработка — избыточность списка налоговых преступлений, подпадающих под особый повод для возбуждения уголовного дела, закрепленный в части 1.3 статьи 140 УПК РФ и взаимосвязанном с нею пункте 3 статьи 32 НК РФ. «Лишней» оказалась статья 199.2 УК РФ, т.к. в ней криминализовано самостоятельное преступление, доказательственная база которого формируется за рамками материалов налоговой проверки и производства по делу о налоговом правонарушении. Строго соблюдая отмеченные выше взаимосвязанные требования статей 140 УПК РФ и 32 НК РФ, возбудить уголовное дело по статье 199.2 УК РФ можно не во всех случаях.
«Исправить положение можно разными средствами, —, сказал О.В. Матюнин, — моя команда использует любую возможность это сделать: мы предложили депутатам уточнить соответствующие формулировки УПК и НК РФ, обратились в Генеральную прокуратуру с просьбой подробно разъяснить нижестоящим прокурорам, как следует реагировать на факты применения статьи 82 НК РФ в процедуре возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях. Мы также вышли с инициативой включить в совместные разъяснения Генеральной прокуратуры, ФНС и СКР четкую позицию о недопустимости использования общего порядка возбуждения уголовных дел с применением «маскировки» в виде факта передачи материалов в следственный орган налоговым органом».
Дискуссия помогла сформулировать новую, более корректную редакцию части 1.3 статьи 140 УПК РФ. В ней, по мнению О.В. Матюнина, вместо общей отсылки к налоговому законодательству должны быть отражены два правила.
Первое: если по итогам налоговой проверки вынесено и вступило в законную силу решение о привлечении к налоговой ответственности, то материалы передаются в следственный орган в порядке, установленном пунктом 3 статьи 32 НК РФ.
Второе: если по итогам налоговой проверки вынесено и вступило в законную силу решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности (в связи с истечением срока давности), но при этом факт правонарушения установлен, то материалы передаются в следственный орган в порядке, установленном пунктом 3 статьи 82 НК РФ.
Также в ходе обсуждения сформировалось мнение о целесообразности исключения упоминания статьи 199.2 УК РФ из части 1.3 статьи 140 УПК РФ и пункта 3 статьи 32 НК РФ.
Вместе с тем О.В. Матюнин подчеркнул, что, по его мнению, уголовные дела о налоговых преступлениях, возбужденные после вступления в силу Федерального закона от 09.03.2022 № 51-ФЗ в нарушение требований пункта 3 статьи 32 НК РФ, должны быть прекращены.