22 ноября 2021 г. Президент Гильдии российских адвокатов, Заслуженный юрист РФ, профессор Г.Б. Мирзоев принял участие в работе научно-практической конференции «О проекте концепции уголовно-правовой политики Российской Федерации», организованной Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Модератором мероприятия выступила председатель подкомитета по вопросам судебной власти, прокуратуры, защиты прав и свобод граждан Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству О.Ф. Ковитиди.
В обсуждении приняли участие Уполномоченный по правам человека в РФ Т.Н. Москалькова, представители Министерства внутренних дел РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства обороны РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Научно-исследовательского института ФСИН России, НИИ Университета Генеральной прокуратуры РФ, профильных вузов и экспертного сообщества.
О.Ф. Ковитиди высказалась за комплексный подход, направленный на развитие уголовного законодательства, а не его точечное регулирование. Сенатор обозначила проблемные аспекты действующей уголовной политики, среди которых – несбалансированность карательной политики, чрезмерная криминализация, новые угрозы в сфере информационных технологий.
Федеральный омбудсмен Т.Н. Москалькова считает принципиально важным вынести на обсуждение экспертного сообщества следующие фундаментальные изменения: процесс должен начинаться сразу с момента подачи заявления о преступлении; необходимо пересмотреть роль и место следователя в уголовном процессе. Сегодня он представляет сторону обвинения, и это порождает обвинительный уклон. Следователь должен собирать как обвинительные, так и оправдательные доказательства; на стадии предварительного следствия есть проблемы с состязательностью сторон. Необходимо расширять присутствие представителей общественности в уголовном процессе; в уголовном законодательстве нет норм об особенностях производства в условиях санитарно-эпидемиологической обстановки.
Выступление Г.Б. Мирзоева было посвящено теме уголовной политике в сфере обеспечения беспрепятственного осуществления адвокатской деятельности. По словам Президента ГРА, «до настоящего времени не приняты законодательные основы воспрепятствования осуществлению адвокатской деятельности и не приняты меры по усилению уголовной ответственности за посягательство на жизнь и насильственные действия в отношении адвоката в связи с осуществлением им адвокатской деятельности.
Современный уголовный закон демонстрирует диспропорцию в охране и обеспечении прав личности адвоката и его профессиональной деятельности в отличие от правового статуса следователя, дознавателя, прокурора. Это проявляется в законодательном подходе к защите профессиональной деятельности именно от незаконного вмешательства. Так, статьей 294 УК РФ в настоящее время установлена ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда прокурора, следователя, лица, производящего дознание в целях воспрепятствования их законной деятельности. Такого характера запрета на неправомерное вмешательство в деятельность адвоката, нет, что на наш взгляд ставит участников уголовного судопроизводства в неравное положение.
Много случаев происходит в части злоупотреблений и со стороны должностных лиц правоохранительных органов, свидетельствующие о очевидном вмешательстве в профессиональную деятельность адвоката, возбуждаются уголовные дела в отношении самих адвокатов по ст. 294 УК РФ».
«В целях уравнения процессуального положения участников уголовного судопроизводства Минюстом РФ в 2020 г. был инициирован законопроект, который предлагает ввести уголовную ответственность за воспрепятствование законной деятельности адвоката в ст. 294 УК РФ. Речь идет о дифференциации ответственности за воспрепятствовании (основана на межотраслевом взаимодействии норм административно-деликтного и уголовного законодательства). Считаем, что такая дифференциация будет мало способствовать охране профессиональной деятельности адвоката. Следует отказаться от дифференциации уголовной и административной ответственности по признаку существенности вреда, а состав вмешательства в адвокатскую деятельность в УК РФ должен быть сформулирован по типу формального. Именно таким способом законодательного описания рассматриваемого состава преступления, если законопроект будет принят, он будет способствовать усилению защиты профессиональных прав адвокатов, а вместе с тем и укреплению принципов состязательности и равноправия участников уголовного судопроизводства», – сказал в заключение Г.Б. Мирзоев.
По словам О.Ф. Ковитиди, предложения участников будут учтены при подготовке окончательной редакции проекта концепции уголовно-правовой политики Российской Федерации.