Все адвокаты страны, чьи профессиональные права нарушены, могут рассчитывать на поддержку ГРА. О создании и деятельности Гильдии российских адвокатов, которая в сентябре 2019 г. отмечает свое 25-летие, рассказывает президент ГРА, заслуженный юрист РФ, профессор Гасан Мирзоев.
– Гасан Борисович, почему возникла идея создать общероссийскую организацию адвокатов?
– С 1922 г. в нашей стране не было организации адвокатов общероссийского уровня1. Были созданы коллегии адвокатов всех союзных республик, кроме РСФСР. Существовали союзы потребительских обществ, другие организации – институты гражданского общества, но только не адвокатские. В 1989 г. появился Союз адвокатов СССР во главе с Г. А. Воскресенским, но он просуществовал меньше года (в 1992 г. преобразован в Международный Союз (Содружество) адвокатов. – Прим. ред.). С созданием в 1989 г. коллегии адвокатов «Московский юридический центр» (Мосюрцентр) вокруг нее стали объединяться вновь открываемые коллегии адвокатов.
18 сентября 1994 г., накануне так называемого объединительного съезда адвокатов России2, в кабинете председателя Московской городской коллегии адвокатов Алексея Рогаткина собрались члены оргкомитета и договорились о структуре создаваемой организации. Нам как представителям новых коллегий3, от которых на съезд было избрано 43 делегата по квоте: от 20 адвокатов – один делегат, гарантировали пропорциональное количество мест в руководстве. Я предложил провести съезд в Колонном зале Дома Союзов и создать не очередную общественную организацию, а профессиональный союз адвокатов с обязательным членством и единым пониманием корпоративности интересов. При этом уйти от традиционных названий.
Однако на съезде, который начался 24 сентября, почему-то эти договоренности были забыты, и, хотя нам предложили несколько мест, мы отказались и покинули зал. Кроме того, в выступлениях предлагалось создать Всероссийский союз адвокатов без обязательного членства. Проглядывалось непримиримое отношение «традиционалистов» к новым коллегиям, которые сами себя создали. Я тогда на съезде выступил и предупредил, что вместо демократии мы получим анархию, которая «матерью порядка» никогда не станет. Кроме того, я предлагал, чтобы в названии организации присутствовало слово «федеральный». Мне возражал представитель Минюста, считавший, что это слово неприменимо к негосударственным структурам. Впоследствии это слово появилось в названии ФСАР, во многом по моей инициативе («Союз адвокатов России» был переименован в «Федеральный союз адвокатов России». – Прим. ред.). Другие наши договоренности также не были соблюдены.
Наши делегаты начали проявлять недовольство. Известный «революционер адвокатуры», проведший несколько лет в лагерях, Артемий Котельников4 подошел ко мне и предложил покинуть съезд, проходивший в здании Минюста на ул. Воронцово поле.
Мы не стали дожидаться окончания съезда, покинули его, буквально перешли Садовое кольцо и провели свою учредительную конференцию в актовом зале здания Коллегии адвокатов «Московский юридический центр». Так что история Гильдии началась с 24 сентября 1994 г. именно здесь, где сейчас наряду с ГРА располагаются Российская академия адвокатуры и нотариата (РААН) и Международная ассоциация русскоязычных адвокатов (МАРА). А само здание называется Центральный Дом адвоката.
– Какие задачи поставлены при создании ГРА, как они решаются в настоящее время?
– Гильдия была учреждена для защиты профессиональных прав адвокатов – членов адвокатских образований, входящих в Гильдию российских адвокатов. Но это вовсе не означает, что мы защищаем только права членов нашей организации. Все адвокаты страны могут рассчитывать на нашу поддержку, если нарушаются их профессиональные права.
– Кто стоял у истоков Гильдии?
– Учредителями ГРА стали адвокатские коллегии, во главе которых стояли ведущие российские адвокаты: Артемий Николаевич Котельников, возглавлявший Международную коллегию адвокатов «Санкт-Петербург», Юрий Алексеевич Ильин, руководитель Санкт-Петербургской объединенной коллегии адвокатов, Иосиф Израилевич Зильберкант, долгие годы возглавлявший Нижегородскую коллегию адвокатов, Юрий Васильевич Ермаков, руководитель Ростовской областной коллегии адвокатов № 2 (ныне член Совета АП Ростовской области), Николай Николаевич Ткачев, председатель президиума Воронежской межтерриториальной коллегии адвокатов, Галина Владимировна Русинова, председатель Президиума Калужской областной коллегии адвокатов (вице-президент АП Калужской области с 2010 по 2014 г.), и др.
– А кто первым произнес слово «Гильдия»?
– Ваш покорный слуга. Я тогда увлекался историей петровского периода. Именно в те годы в России появились гильдии – профессиональные союзы (объединения) представителей одной профессии – промышленников, предпринимателей, ремесленников – в целях защиты интересов своих членов.
Мы создали по сути дела первую в стране независимую профессиональную корпорацию, уникальную тем, что она объединяла не только физических лиц – членов межтерриториальной коллегии адвокатов, но также другие коллегии адвокатов. Для адвокатов – физических лиц мы назывались межтерриториальной коллегией адвокатов также с названием «Гильдия российских адвокатов»5. Председателем этой коллегии был рекомендован вице-президент ГРА Валерий Яковлевич Залманов.
Сегодня ГРА как ассоциация некоммерческих организаций объединяет в своих рядах около 300 адвокатских образований из 70 субъектов Российской Федерации, в которых состоит более 40 тысяч адвокатов.
Гильдию признали и поздравили Президент страны, глава Правительства, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси, Федеральное Собрание и руководители высших судов страны. Востребованность принципиально нового общероссийского адвокатского объединения была вызвана радикальными изменениями в политической и экономической жизни страны, возросшим объемом юридической помощи, оказываемой гражданам, предприятиям и организациям, особенно в связи с возрождением в России рыночных отношений.
С момента своего образования ГРА стала играть значительную роль в развитии российской адвокатуры и в общественной и политической жизни страны, поскольку в тот период отсутствовали какие-либо федеральные (общероссийские) органы самоуправления адвокатуры. Кроме того, Гильдия изначально была ориентирована на защиту не только самих адвокатов, но и возрождающегося предпринимательства.
Депутат Государственной Думы второго созыва Александр Михайлович Траспов даже внес законопроект «О гильдиях адвокатов». Но в то время президиум ГРА, да и я были против, опасаясь негативных последствий создания не одной, а многих гильдий в регионах. Думаю, что это тактическая ошибка, так как это мог быть прекрасный закон о единой корпоративной независимой организации, в которой отсутствовала бы «вертикаль власти», отсутствовала бы ротация руководящих органов, а президент избирался бы на альтернативной основе тайным голосованием. В ГРА, кстати, президент избирается именно так.
– Как организована научная деятельность в ГРА?
– Научная работа – это очень важное направление деятельности Гильдии. Уже в 1995 г. ГРА провела первую международную конференцию российских адвокатов «Права человека и роль адвокатуры в демократическом обществе» (совместно с Советом Европы, Министерством юстиции РФ, Министерством иностранных дел РФ), в апреле того же года по инициативе ГРА был учрежден журнал «Российский адвокат». Чуть позже появился и научный журнал «Адвокатские вести России».
Гильдией были также учреждены официальные награды: Золотая медаль им. Ф. Н. Плевако и знак отличия «Почетный адвокат России»6.
В октябре 1996 г. ГРА была принята в Международную ассоциацию адвокатов (IBA) – крупнейшую международную неправительственную организацию адвокатов из разных государств. Гильдия вступила также в Европейскую ассоциацию адвокатов.
В 1997 г. при поддержке премьер-министра России Виктора Черномырдина Гильдией была создана Российская академия адвокатуры. Позже она была преобразована в РААН, а в число ее учредителей вошли ФПА РФ и Московская городская нотариальная палата.
– На IX Всероссийском съезде адвокатов Вы заявили о важности достижения сплоченности и единства в адвокатуре. Что для этого нужно сделать?
– Это основная наша цель. Гильдия не осуществляет адвокатскую деятельность, но занимается защитой профессиональных прав адвокатов. Мы выступаем за единство и сплоченность адвокатского сообщества, и наши предложения по изменению законодательства связаны, прежде всего, с повышением статуса адвоката, престижа нашей профессии. И нам всем нужно объединиться перед вызовами, которые сегодня возникают перед российской адвокатурой. Нам следует не отторгать тех, кто критикует нынешнее состояние адвокатуры, делая это из лучших побуждений, а работать с ними, вырабатывая общие позиции и улучшая наш имидж.
– 8 августа 2019 г. состоялось заседание Исполкома Гильдии российских адвокатов. Члены Исполкома выразили уверенность, что Федеральная палата адвокатов РФ и Гильдия российских адвокатов совместно с другими общероссийскими адвокатскими объединениями и представителями научного экспертного сообщества обеспечат конструктивное взаимодействие в направлении совершенствования правового регулирования организации адвокатуры. Как выстраивает ГРА свое взаимодействие с Федеральной пала-той адвокатов РФ?
– У нас очень тесные контакты. Более пяти лет вице-президентом ГРА до его избрания президентом ФПА РФ был Евгений Семеняко. Проректором РААН является вице-президент ФПА РФ Светлана Володина. Первым вице-президентом ГРА является член Совета ФПА РФ, президент АП Кировской области Марина Копырина. Кроме того, вице-президент ФПА РФ, президент АП Московской области А. П. Галоганов является вице-президентом РААН.
Президент ФПА РФ Ю. С. Пилипенко является членом президиума РААН, сопредседателем редакционного совета журнала «Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата», а также сопредседателем редакционного совета официального печатного органа ГРА – журнала «Адвокатские вести России».
В уставе ГРА записано, что Гильдия способствует становлению и укреплению ФПА РФ и адвокатских палат субъектов РФ. Гильдия не является конкурирующей с ФПА РФ организацией. Мы предлагаем законодательные решения назревших проблем, пути реализации практических задач, способы разрешения возникающих конфликтов. А также занимаемся досугом адвокатов, в том числе совместно с органами адвокатского самоуправления.
– Для чего Исполком ГРА постановил сформировать рабочую группу по подготовке проекта изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»?
– Мы хотим, чтобы органы самоуправления адвокатуры стали в полной мере органами само управления, обеспечивающими независимость самих адвокатов ради повышения эффективности их труда по защите прав и интересов своих доверителей, и еще мы рассчитываем повысить защищенность адвокатов от незаконных посягательств. К сожалению, в последнее время участились случаи привлечения адвокатов к уголовной ответственности. Об этом не принято говорить, но мне постоянно сообщают о фактах грубых нарушений прав адвокатов и просят оказать соответствующую помощь.
Мы помогаем, пишем письма во все инстанции, требуем разобраться. ГРА использует все возможности, благодаря тому, что руководители и члены ГРА входят в различные общественные и экспертные советы правоохранительных ведомств.
– В свое время Исполком Гильдии российских адвокатов в основном поддержал положения проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Но он до сих пор не внесен Минюстом России в Правительство РФ. Что вы об этом думаете?
– Министр юстиции Александр Коновалов поручил работу над этим проектом и его продвижением заместителю министра Денису Новаку, но без поддержки законодательной власти Концепцию вряд ли примут.
Там есть три важных положения. Первое – это монополия адвокатуры. Я полностью «за». Второе – совершенствование самого института адвокатуры. Плохо, если Минюст добьется этого без нас и тем самым сделает шаги к огосударствлению адвокатуры.
И третье – создание системы профессиональной правовой помощи, отвечающей общепризнанным международным стандартам. Контролировать деятельность адвокатов должны органы самоуправления адвокатуры, но избранные в них адвокаты не должны получать там зарплату. Полагаю, что зарплату могут получать только работники аппарата палат: бухгалтеры, редакторы, специалисты и т. д.
– Недавно ГРА заявила о готовности заключить соглашение о сотрудничестве с Национальной медицинской палатой. С кем еще сегодня сотрудничает Гильдия?
– Мы сотрудничаем с Федерацией независимых профсоюзов Рос-сии, с Ассоциацией юристов России, с другими структурами, все они перечислены на нашем сайте. Президент Гильдии и его заместители принимают активное участие в различных государственных структурах и общественных объединениях: в Администрации Президента РФ, Совете Федерации, Государственной Думе, Министерстве иностранных дел, Следственном комитете, Министерстве внутренних дел, Международной Ассоциации русскоязычных адвокатов, Международном совете российских соотечественников (МСРС), Россотрудничестве, Фонде поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.
Гильдия активно сотрудничает с институтами гражданского общества и организациями: Уполномоченными по правам человека, по защите прав предпринимателей, по правам ребенка в РФ, Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, глава которого одним из первых поздравил нас с юбилеем. Адвокаты, члены Исполкома ГРА А.С. Брод, Ю.А. Костанов избраны и являются членами этого Совета.
– Вы активно развиваете международное сотрудничество. Для чего это нужно?
– Это очень перспективное направление – защищать россиян, причем в любой точке планеты. И Гильдия этим успешно занимается уже на протяжении двух с половиной десятилетий. ГРА осуществляет международное сотрудничество в области защиты прав человека.
А в 2015 г. Международным советом российских соотечественников и ГРА при поддержке Администрации Президента РФ, Минюста, МИДа и Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, была учреждена Международная ассоциация русскоязычных адвокатов (МАРА), основной целью которой является организация работы членов ассоциации – иностранных адвокатов по оказанию юридической помощи гражданам РФ, нуждающимся в защите их прав и интересов в иностранных юрисдикциях. Ассоциация оказывает юридическую помощь российским гражданам, у которых возникла такая необходимость, осуществляет сотрудничество с соотечественниками, занимающимися юридической практикой за рубежом с использованием в работе русского языка, а также с международными, национальными, региональными правозащитными союзами и ассоциациями. В МАРА входят в основном члены адвокатских образований Гильдии российских адвокатов, они оказывают в случае необходимости квалифицированную юридическую помощь россиянам, попавшим в беду. При поддержке Гильдии МАРА активно расширяет свое влияние в международном масштабе, она заключила договоры о сотрудничестве и взаимодействии с Федеральной палатой адвокатов РФ и Ассоциацией юристов России, с рядом ассоциаций адвокатов зарубежных стран. Так, недавно был подписан Меморандум о сотрудничестве и взаимном представительстве между Международной ассоциацией русскоязычных адвокатов и Ассоциацией адвокатов и юридических консультантов Объединенных Арабских Эмиратов.
– К юбилею ГРА видные адвокаты Гильдии будут отмечены наградами. Кого и за что Гильдия собирается наградить в связи с юбилеем?
– В канун 25-летия со дня образования президиумом ГРА была учреждена новая награда – медаль «Адвокатская слава», которая впервые будет вручаться видным российским адвокатам-ветеранам – учредителям ГРА и ее наиболее активным членам на церемонии празднования юбилея Гильдии российских адвокатов 26 сентября 2019 г. в «Президент-Отеле».
Среди первых, кому будет вручена эта медаль, – Почетные адвокаты России Вячеслав Цымбал, Юрий Костанов, Алексей Александров, Виктор Ануфриев, Петр Батурин, Юрий Кручинин, Юрий Ермаков, Иосиф Зильберкант, Николай Клен, Эдварт Мартиросян, Ольга Полетило, Сергей Попов, Рафаил Рахматуллин, Александр Ситников, Михаил Совкунов, Александр Траспов, Нина Царева, а также Владимир Зимоненко, Нина Кирипова, Алексей Клишин, Марина Копырина и др.
Константин Катанян
Адвокатская газета, № 18 (299) сентябрь 2019 г.
_______________________________________
1 В 1905 г. учрежден Всероссийский союз адвокатов, объединивший 2,5 тысячи присяжных поверенных и их помощников из 64 городов России. Какие-либо общественные объединения адвокатов стали невозможны с принятием ВЦИК РСФСР в 1922 г. Положения об адвокатуре.
2 Его иногда называют первым Всероссийским съездом адвокатов, хотя до этого прошел Cъезд адвокатов РСФСР, созванный в 1990 г. в Свердловске. Но после принятия в 2002 г. Закона об адвокатуре Первым Всероссийским съездом адвокатов считается состоявшийся 31 января 2003 г. форум, на котором в том числе был избран Совет ФПА РФ.
3 Новые, или так называемые альтернативные, коллегии появились благодаря письму Минюста СССР от 26 июля 1990 г. № К-7–467, в котором «в порядке эксперимента Минюстам союзных республик разрешалось создавать в дополнение к действующим (традиционным) коллегиям адвокатов альтернативные коллегии адвокатов».
4 Один из организаторов и председатель первого в СССР юридического кооператива.
5 Впоследствии из названия коллегии были исключены слова «Гильдия российских адвокатов».
6 C февраля 1998 по 2008 г. почетный знак вручался Гильдией российских адвокатов, с 2008 по 2011 г. – Федеральной палатой адвокатов РФ, а затем снова ГРА.