27 апреля СМИ сообщили об убийстве московского адвоката Натальи Вавилиной. Как сообщается на сайте Главного следственного управления Следственного комитета РФ по г. Москве, «по версии следствия, вечером 26 апреля 2017 г. в подъезде дома, расположенного на Алтуфьевском шоссе в г. Москве, неустановленное лицо произвело не менее двух выстрелов из огнестрельного оружия в женщину, являющуюся адвокатом, после чего скрылось». От полученных огнестрельных ранений пострадавшая скончалась на месте. По факту убийства следственными органами Главного следственного управления Следственного комитета РФ по г. Москве возбуждено уголовное дело, расследование взято на личный контроль руководителя ГСУ СК РФ по г. Москве.
Убийство адвоката вызвало шквал возмущения в адвокатском сообществе. С требованием к властям провести эффективное расследование и принять меры к обеспечению максимальной безопасности адвокатов к властям обратились десятки адвокатских коллективов. Соболезнование по случаю трагической гибели коллеги высказали сотни адвокатов.
За последние несколько лет статистика убийств адвокатов, связанных с их профессиональной деятельностью, не сокращается. По данным Федеральной палаты адвокатов РФ за период с 2001 г. по настоящее время в России убито 45 адвокатов.
Жизнь, безопасность адвоката, а также членов его семьи по факту никак не защищены. Хотя в Федеральном законе “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” прямо указано на то, что «адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества». Но до сих пор не определено: какие конкретные действия должны быть предприняты государством во исполнение данной нормы, какой из исполнительных органов должен их осуществлять.
Гильдия российских адвокатов, выражая мнение своих коллег, обращается к руководству страны, главам силовых министерств и ведомств с призывом обратить самое серьезное внимание на обеспечение безопасности адвокатской профессии как одной из социально значимых для нормального функционирования всего общества.
Мы рассчитываем, что в ответ на наше заявление будут приняты адекватные меры.
Выражаем глубокое соболезнование родственникам и коллегам погибшей.
Г.Б. Мирзоев,
президент Гильдии российских адвокатов