LogoGra bw

комиссиЯ

по защите прав адвокатов-членов адвокатских образований Гильдии Российских адвокатов

Россия, 105120, г. Москва, Малый Полуярославский пер., д.3/5, стр.1.

Тел. +7-495-917-36-60, + 7-917-40-61-340

Президенту ГРА Г.Б. Мирзоеву

г. Москва                                                                                              «17» августа 2015 г.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по проекту рекомендаций Совета при Президенте Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека

по итогам специального заседания на тему:

«О роли адвокатуры в правозащитной деятельности»

 

         Комиссией по защите профессиональных прав адвокатов - членов адвокатских образований Гильдии российских адвокатов изучен поступивший проект рекомендаций Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам специального заседания на тему: «О роли адвокатуры в правозащитной деятельности».

         В проекте рекомендаций обосновано обращается внимание на вопросы значимости института адвокатуры как основного механизма защиты прав граждан, на необходимость обеспечения надлежащего уровня финансирования государством юридической помощи, оказываемой адвокатами по назначению и своевременности выплат соответствующего вознаграждения, в том числе путем создания иного механизма осуществления соответствующих выплат, на необходимость введения правового регулирования деятельности юристов, не имеющих статуса адвоката, но при этом оказывающих юридические услуги населению.

         В проекте обосновано отмечается, что выполнению делегированной адвокатуре государством конституционной обязанности по оказанию гражданам квалифицированной правовой помощи недопустимым образом препятствуют нарушения профессиональных и социальных прав адвокатов государственными органами в связи с чем Совету представляется необходимым обратить внимание Генеральной прокуратуры Российской Федерации, руководства Следственного комитета Российской Федерации, МВД и ФСБ на факты подобных нарушений в деятельности, соответственно, поднадзорных и подконтрольных им органов, осуществляющих расследование и оперативно-розыскные мероприятия.

         Вместе с этим, в проекте отмечается, что необходима также безотлагательная подготовка предложений об установлении ответственности, включая уголовную, за вмешательство в профессиональную деятельность адвоката и воспрепятствование ей. При этом использование должностным лицом своего служебного положения в целях такого вмешательства (воспрепятствования) должно влечь повышенную ответственность.

         В то же время Комиссией по защите профессиональных прав адвокатов - членов адвокатских образований ГРА уже разработан комплексный законопроект, содержащий предложения

- об установлении невозможности привлечения адвоката к ответственности за непредставление сведений (информации), составляющей адвокатскую тайну, по запросу должностных лиц государственных органов и иных лиц;

- об уточнении порядка и оснований для привлечения адвоката к ответственности за выраженное им при осуществлении профессиональной деятельности мнение;

- о конкретизации перечня лиц, связанных с адвокатом, на которых распространяется государственная защита, путем включения в него родственников и близких лиц и расширении перечня государственных органов, осуществляющих защитительные мероприятия;

- об уточнении перечня лиц, не подлежащих вызову и допросу в качестве свидетелей и перечня обстоятельств, о которых они не могут допрашиваться, а также включение в него доверителя и (или) подзащитного адвоката, применительно к допросу о содержании бесед с адвокатом и о содержании правовых советов, данных адвокатом;

- о введении прямого запрета на истребование от адвоката-защитника при встречах с подзащитным иных документов, помимо удостоверения адвоката и ордера, о придании удостоверению адвоката статуса документа, удостоверяющего личность;

- о конкретизации и устранении рассогласований в части регламентации профессионального права адвоката-защитника на непосредственное участие в процессе доказывания и закреплении права на представление доказательственной информации, необходимой для оказания юридической помощи с одновременным введением процессуальной санкции за отказ в удовлетворении ходатайства защитника о проверке и приобщении к материалам дела этой информации;

- о введении судебного санкционирования получения адвокатом-защитником ответа на запрос, в случаях, если запрашиваемые сведения содержат информацию ограниченного доступа, о сокращении срока получения ответа на запрос адвоката;

- о введении нормативной регламентации порядка производства и оформления процедуры опроса адвокатом лиц с их согласия и получения предметов и (или) документов;

- о конкретизации содержания профессионального права адвоката-защитника на привлечение специалиста в части формулирования перечня действий, выполняемых специалистом, о запрете на отказ в удовлетворении ходатайства о привлечении специалиста;

- о разрешении проносить на территорию места содержания под стражей персональные компьютеры для совместного с подзащитным изучения материалов уголовного дела и составления процессуальных документов;

- о разрешении адвокату-защитнику без ограничений применять технические средства;

- о детализации содержания права адвоката-защитника на ознакомление с материалами уголовного дела в процессе предварительного расследования и о закреплении необходимого перечня документов, с которыми он вправе знакомиться, о разрешении при этом снимать с них копии и об уточнении перечня оснований, не позволяющих адвокату-защитнику получать и хранить при себе копии из материалов дела;

- об устранении запрета на разглашение адвокатом-защитником данных предварительного расследования, если это необходимо в связи с осуществлением им защиты подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу.

Конкретное содержание законопроекта состоит в следующем. Предлагается:

1. В Федеральном Законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»:

1.1. Часть 1 статьи 4 изложить в следующей редакции: «1. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона, федеральных конституционных законов, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

1.2. Внести статью 6.1., и изложить ее в следующей редакции: «Статья 6.1. Права адвоката 

1. Адвокат вправе собирать и представлять доказательственную информацию, полученную на основании истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, опросов лиц с их согласия, получения предметов и документов, получения заключения специалиста и опроса специалиста, иным, не запрещенным законодательством способом.

Полученные адвокатом справки, характеристики, ответы на запросы, акты опроса лица с его согласия, заключения специалиста, предметы и документы, а также иные сведения, могут быть представлены должностным лицам, осуществляющим производство по делу на основании письменного ходатайства.

В удовлетворении ходатайства адвоката о проверке и приобщении к материалам дела собранной им доказательственной информации, а также в использовании этой информации в процессе доказывания, не может быть отказано.

Отказ в удовлетворении ходатайства адвоката о проверке и приобщении к материалам дела собранной им доказательственной информации представляет собой существенное нарушение процессуального закона, влекущее отмену решений, состоявшихся по делу.

         2. Адвокат вправе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций.

Указанные органы и организации обязаны выдать адвокату запрошенные им документы, их заверенные копии, либо представить сведения не позднее чем в десятидневный срок со дня получения запроса адвоката.

В случае необходимости в получении адвокатом ответа на запрос сведений, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях либо о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, адвокат заявляет перед судом по месту нахождения адвокатского образования или месту исполнения запроса ходатайство об установлении обязанности соответствующих органов или организаций по выдаче требуемой информации.

Ходатайство подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту нахождения адвокатского образования или по месту исполнения запроса адвоката не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства.

В судебном заседании вправе участвовать адвокат, заявивший соответствующее ходатайство, и прокурор.

Рассмотрев ходатайство адвоката, судья выносит постановление об установлении обязанности соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций по выдаче адвокату запрашиваемых сведений или об отказе в установлении соответствующей обязанности по выдаче адвокату запрашиваемых им сведений с указанием мотивов отказа.

Постановление суда, принятое по ходатайству, может быть обжаловано адвокатом или прокурором.

Процедура рассмотрения ходатайства и порядок обжалования решения, принятого по результатам его рассмотрения, производится в порядке, установленном для вынесения и обжалования решений суда первой инстанции в рамках уголовного или гражданского судопроизводства, в зависимости от вида дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, в рамках которого было заявлено соответствующее ходатайство.

При наличии судебного решения об установлении обязанности представить сведения по запросу адвоката, они должны быть представлены не позднее 24 часов после получения запроса адвоката и судебного решения.

3. Адвокат вправе опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь.

Перед проведением опроса адвокат разъясняет опрашиваемому лицу положения действующего законодательства, регламентирующие порядок производства опроса, а также то, что доказательственная информация, сообщенная в процессе опроса, может явиться основанием для вызова и допроса опрашиваемого адвокатом лица в качестве свидетеля.

Результаты опроса могут быть зафиксированы адвокатом путем составления акта опроса лица с его согласия и (или) путем применения технических средств, предназначенных для фиксации информации.

Зафиксированные результаты опроса должны содержать сведения о месте, времени и дате производства опроса, о лице, которое было опрошено, об адвокате, производившем опрос, о разъяснении опрашиваемому лицу положений действующего законодательства, регламентирующего порядок производства опроса, а также сведения, которые опрашиваемое лицо сообщило адвокату в ходе производства опроса.

4. Адвокат вправе получать от физических и юридических лиц предметы и (или) документы, которые могут быть признаны доказательствами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Перед проведением процедуры получения предметов и (или) документов адвокат разъясняет выдающему их лицу положения действующего законодательства, регламентирующие порядок оформления соответствующей процедуры, а также то, что выдаваемые предметы и (или) документы могут быть признаны доказательствами, а факт их выдачи может явиться основанием для вызова и допроса выдающего их лица в качестве свидетеля.

Процедура получения предметов и (или) документов фиксируется путем составления акта получения адвокатом предметов и (или) документов, в котором отражаются сведения месте, времени и дате производства соответствующей процедуры, о лице, которое выдает предметы и (или) документы, об адвокате, производившем получение предметов и (или) документов, о разъяснении лицу, выдающему предметы и (или) документы положений действующего законодательства, регламентирующего порядок производства соответствующей процедуры, а также подробные сведения, о получаемых адвокатом предметах и (или) документах и об обстоятельствах получения предметов и (или) документов выдающим их лицом.

При необходимости процедура получения адвокатом предметов и (или) документов может осуществляться в присутствии незаинтересованных лиц, сведения о которых вносятся в акт, составляемый по результатам проведения соответствующей процедуры.

При необходимости использования специальных познаний при получении адвокатом предметов и (или) документов для участия в данной процедуре может быть приглашен специалист.

При производстве процедуры получения предметов и (или) документов могут применяться технические средства, предназначенные для фиксации информации, о чем делается отметка в акте получения адвокатом предметов и (или) документов. В этом случае соответствующие носители информации прилагаются к акту получения адвокатом предметов и (или) документов.

5. Адвокат вправе привлекать на договорной основе специалистов для подготовки заключений, опроса, участия в процессуальных действиях либо для содействия адвокату при его участии в процессуальных действиях, а также в целях разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи.

Права и обязанности специалиста определяются соответствующим процессуальным законодательством, в зависимости от вида дела, к участию в котором привлекается специалист. Разъяснение прав и обязанностей специалиста, предусмотренных процессуальным законодательством, производится должностным лицом, осуществляющим производство по делу или адвокатом, о чем составляется соответствующий акт.

К заключению специалиста предъявляются требования, установленные соответствующим процессуальным законодательством для заключения эксперта.

6. А двокат вправе при предъявлении удостоверения и ордера беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности.

Во время встречи адвоката с доверителем проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении этих лиц запрещается.

Встречи адвоката с подозреваемым (обвиняемым, осужденным) могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей или места отбывания наказания, а также иным лицам видеть их, но не слышать. В случае попытки передачи защитником подозреваемому (обвиняемому, осужденному) запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания встреча немедленно прерывается.

Адвокату разрешается проносить на территорию места содержания под стражей (места отбывания наказания) персональные компьютеры для совместного с подзащитным изучения материалов уголовного дела и составления процессуальных документов. При этом использование средств аудио- и видеозаписи, а также технических каналов связи, имеющихся на пронесенных адвокатом персональных компьютерах допускается только в отсутствие подозреваемого (обвиняемого, осужденного) в отдельном помещении, определенном администрацией места содержания под стражей (места отбывания наказания).

На территорию места содержания под стражей (места отбывания наказания) адвокат вправе проносить копировально-множительную технику и фотоаппаратуру для снятия копий с материалов уголовного дела, и пользоваться копировально-множительной техникой и фотоаппаратурой в отсутствие подозреваемого (обвиняемого, осужденного) в отдельном помещении, определенном администрацией места содержания под стражей (места отбывания наказания).

Переписка осужденного с адвокатом цензуре не подлежит, за исключением случаев, если администрация места содержания под стражей (места отбывания наказания) располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц.

Досмотр адвокатов, посещающих подозреваемых, обвиняемых и осужденных для оказания юридической помощи, допускается лишь в случае, если администрация места содержания под стражей (места отбывания наказания) располагает данными, позволяющими предполагать наличие у адвоката запрещенных к проносу на территорию учреждения предметов. Досмотр производится в присутствии двух понятых, а ход и результаты досмотра фиксируются в письменном виде. При этом досмотру и изъятию не подлежат материалы адвокатского производства по делу, по которому он оказывает юридическую помощь.

7. Адвокат вправе фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, а также ход и результаты процессуальных действий по данному делу, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну.

Адвокат вправе поручать применение технических средств для фиксации хода и результатов процессуальных действий иным лицам, приглашенным адвокатом для участия в соответствующих действиях.

Адвокат вправе копировать и (или) иным образом фиксировать материалы уголовного дела, с которыми он вправе знакомиться в ходе предварительного расследования, в том числе постановление о возбуждении уголовного дела, протокол задержания, постановление о применении меры пресечения, материал, представленный в суд для решения вопроса об избрании или продлении меры пресечения, протоколы следственных действий, произведенных с участием подозреваемого, обвиняемого, а также иные документы, которые предъявлялись либо должны были предъявляться подозреваемому или обвиняемому.

В ходе ознакомления с материалами оконченного расследованием уголовного дела, его материалы вне зависимости от режима, при котором производилось предварительное расследование, представляются адвокату для ознакомления и копирования и (или) иной фиксации содержащейся в нем информации с описью материалов, в прошитом и пронумерованном виде. Для ознакомления и фиксации информации предъявляются также вещественные доказательства и иные документы.

В ходе судебного разбирательства дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, он, вне зависимости от режима в котором оно производится, вправе применять технические средства для фиксации информации.

Наличие в материалах дела сведений, составляющих иную, охраняемую законом тайну, помимо государственной тайны, не может являться основанием для ограничения права адвоката на фиксирование материалов дела или хода и результатов процессуальных действий, производимых в рамках расследования и (или) рассмотрения дела, а также основанием для ограничения адвоката в праве на ознакомление с информацией, полученной в результате фиксирования соответствующих материалов или действий.

Копии материалов дела и носители информации, на которых зафиксированы ход и результаты процессуальных действий, входят в производство адвоката по делам его доверителей и составляют адвокатскую тайну.

         Если отдельные материалы дела составляют государственную тайну, либо разбирательство дела производилось в закрытом режиме на этом основании, копии материалов дела и носители информации, на которых зафиксированы ход и результаты процессуальных действий, составляющих государственную тайну, приобщаются к материалам дела. С копиями материалов дела и носителями информации, содержащими сведения, составляющие государственную тайну адвокат вправе знакомиться под контролем следователя (дознавателя) либо специально уполномоченного лица, отвечающего за обеспечение установленного порядка деятельности судов.

Данные предварительного расследования и судебного разбирательства могут быть преданы гласности адвокатом, если это необходимо в связи с осуществлением им защиты подозреваемого или обвиняемого по данному уголовному делу.

8. Адвокат вправе совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, в том числе:

а) требовать от полиции и иных правоохранительных органов сведений касательно мотивов задержания своего подзащитного;

б) требовать у ответственного должностного лица любого государственного органа подтверждения нахождения его подзащитного в соответствующем месте;

в) получать информацию о принятых при производстве по делу процессуальных решениях и документы, содержащие текст соответствующих решений;

г) заверять для своих доверителей копии документов;

д) встречаться с представителями государственных и муниципальных органов и учреждений, судьями, прокурорами, представителями органов предварительного следствия и иными лицами и получать от них информацию и документы (копии документов), связанных с оказанием юридической помощи;

е) обращаться с заявлениями в средства массовой информации;

ж) обращаться с жалобами в государственные органы, международные органы и организации, правозащитные организации;

з) привлекать к сотрудничеству частного детектива в соответствии с законодательством о частной детективной и охранной деятельности;

и) знакомиться на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности с необходимыми для оказания юридической помощи документами и материалами;

к) принимать меры, направленные на примирение подозреваемого (обвиняемого) и потерпевшего (потерпевших);

л) обращать внимание лица, производящего процессуальное действие, на допускаемые им нарушения закона и противодействовать этим нарушениям;

м) предварительно получать уведомления о дате, месте и времени производства процессуальных действий;

н) предлагать свою редакцию записей в протоколе процессуального действия;

о) производить осмотр места жительства подзащитного, самостоятельно осматривать место происшествия, при этом составлять акты осмотра местности;

п) знакомиться с доказательствами, выдвигаемыми против подзащитного и получать указание на источники соответствующих доказательств при предъявлении обвинения;

р) беседовать со свидетелями;

с) ходатайствовать о предоставлении времени для изучения заключения эксперта и запросе дополнительного заключения;

т) знакомиться с материалами дела, производство по которому прекращено;

у) представить письменный отзыв по обвинительному заключению (обвинительному акту, обвинительному постановлению);

ф) заблаговременно получать информацию о составе суда, который будет рассматривать дело;

х) в начале судебного рассмотрения дела довести до сведения суда заявление представляемой им стороны;

ц) самостоятельно вызывать свидетелей в суд;

ч) требовать зачитывания показаний допрошенного в ходе судебного следствия свидетеля и (или) потерпевшего для проверки правильности записи его показаний в протоколе судебного заседания, а также дополнения и уточнения этих показаний;

ш) высказывать свои соображения по поводу доказательств, исследованных в ходе судебного следствия, непосредственно после их исследования.

9. Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, в части, прямо не предусмотренной настоящим Законом, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.».

1.3. В статье 8:

а) в часть 2 включить положение следующего содержания: «Запрещается допрос доверителя и (или) подзащитного адвоката о содержании бесед с этим адвокатом и о содержании правовых советов, данных адвокатом в процессе оказания юридической помощи.»;

б) часть 3 изложить в следующей редакции: «3. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении, а также следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения. Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий, мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Осуществление задержания адвоката по подозрению в совершении преступления на срок свыше 3-х часов, проведение в отношении адвоката оперативно – розыскных мероприятий, а также проведение в отношении адвоката, не привлеченного к уголовной ответственности в соответствии со статьями 477–478 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, следственных действий (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности), допускается только на основании судебного решения.»;

в) внести часть 3.1. в следующей редакции: «3.1. О произведенном задержании адвоката и действиях по привлечению его к уголовной ответственности немедленно сообщается в Адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, членом которой является адвокат. При производстве следственных или процессуальных действий в отношении адвоката, а также в ходе судебного рассмотрения уголовного дела, вправе присутствовать специально уполномоченный представитель Адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.»;

1.4. Часть 3 статьи 15 изложить в следующей редакции: «3. Удостоверение является документом, подтверждающим личность и статус адвоката. Личность и статус адвоката может подтверждаться также документом, указанным в пункте 5 настоящей статьи.».

1.5. В статье 18:

а) часть 3 изложить в следующей редакции: «2. Адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката. За высказывания, затрагивающие честь и достоинство каких-либо лиц, адвокат может быть привлечен к ответственности только при наличии установленного в рамках дисциплинарного производства факта нарушения им положений действующего законодательства. Ответственность адвоката за непредставление сведений (информации), составляющей адвокатскую тайну, по запросу должностных лиц государственных органов и иных лиц исключается.»;

б) часть 4 изложить в следующей редакции: «4. Адвокат, его близкие родственники, родственники и близкие лица, а также их имущество находятся под защитой государства. Уполномоченные государственные органы обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, его близких родственников, родственников и близких лиц, а также по обеспечению сохранности принадлежащего им имущества.»;

в) внести части 5 и 6 в следующей редакции: «5. Запрещается привлечение адвоката к уголовной или административной ответственности иначе как на основании судебного решения. Возбуждение уголовного дела, привлечение адвоката по уголовному делу в качестве обвиняемого или возбуждение в отношении адвоката производства по делу об административном правонарушении допускается с согласия квалификационной комиссии Адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, полученного по представлению Председателя Следственного комитета по субъекту Российской Федерации или органа, правомочного осуществлять производство по делу об административном правонарушении.

Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации преступления, которое может повлечь ухудшение положения адвоката, допускается только в порядке, установленном настоящей статьей для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу.

Квалификационная комиссия Адвокатской палаты субъекта Российской Федерации при рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката или о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо о привлечении адвоката к административной ответственности, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой адвокатом при осуществлении им адвокатской деятельности, отказывает в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий.

6. Адвокат, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если его личность не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению, при этом, личный досмотр адвоката не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.».

         1.6. Часть 1 статьи 33 изложить в следующей редакции: «1. Квалификационная комиссия создается для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов, а также для рассмотрения представлений с просьбой о даче согласия на возбуждение уголовного дела, привлечение адвоката в качестве обвиняемого по уголовному делу или возбуждение дела об административном правонарушении, в отношении адвоката, являющегося членом соответствующей Адвокатской палаты.».

2. В Уголовном кодексе Российской Федерации

2.1. Внести статью 294.1 в следующей редакции:

«Статья 294.1. Незаконное воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката либо незаконное вмешательство в эту деятельность

1. Незаконное воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката, либо незаконное вмешательство в такую деятельность - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.»;

2.2. Дополнить статью 310 УК РФ примечанием в следующей редакции: «Примечание. Лицо, разгласившее данные предварительного расследования без согласия следователя или лица, производящего дознание, не подлежит уголовной ответственности, если такое разглашение вызвано необходимостью, связанной с осуществлением данным лицом защиты подозреваемого или обвиняемого по тому уголовному делу, данные которого были разглашены».

3. В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации:

3.1. Пункт 6 части 1 статьи 24 изложить в следующей редакции: «6) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пунктах 2 и 2.1 части первой статьи 448 настоящего Кодекса, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей, квалификационной комиссии Адвокатской палаты на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пунктах 1, 3–5 и 15 части первой статьи 448 настоящего Кодекса.»;

         3.2. Внести в статью 29 пункт 13 и изложить его в следующей редакции: «13) о даче согласия адвокату на получение ответа на запрос справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях либо о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.»;

3.3. Подпункты 2, 3 и 6 части 3 статьи 56 изложить в следующей редакции: «3. Не подлежат вызову и допросу в качестве свидетелей:

2) адвокат-защитник и (или) защитник подозреваемого, обвиняемого – об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием;…

3) адвокат – об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием;

6) доверитель и (или) подзащитный адвоката о содержании бесед с этим адвокатом и о содержании правовых советов, данных адвокатом в процессе оказания юридической помощи.»;

3.4. Часть 2 статьи 75 дополнить пунктом 4 в следующей редакции: «4) сведения, предметы и документы, входящие в производство адвоката по делам его доверителей, за исключением орудий преступления, а также предметов, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.»;

3.5. В статье 448:

а) из пункта 10 части 1 статьи 448 исключить слова: «, а также адвоката»;

б) в часть 1 статьи 448 внести пункт 15 в следующей редакции: «15) в отношении адвоката – руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации с согласия квалификационной комиссии Адвокатской палаты субъекта Федерации.»;

3.6. Дополнить статью 456 частями 6, 7, 8 и 9 в следующей редакции: «6. Производство обыска в жилище либо служебном помещении адвоката или адвокатском образовании во всех случаях допускается только на основании судебного решения, в котором должно быть отражено, что оно выдается именно на разрешение производства обыска в конкретном жилище, служебном помещении адвоката или адвокатском образовании. Также в нем должны быть указаны какие именно документы и предметы, имеющие значение для возбужденного уголовного дела, должны быть обнаружены.

7. Изъятию при производстве обыска в жилище либо в служебном помещении адвоката или адвокатском образовании подлежат только орудия преступления, предметы, запрещенные к обороту и изъятые из оборота, а также предметы, которые прямо указывают на совершение преступления.

8. Изъятие иных предметов, в том числе персональных компьютеров, ноутбуков, жестких дисков и других бумажных и (или) электронных носителей информации запрещается, кроме случаев указанных в части 7 настоящей статьи.

9. Производство иных следственных действий в отношении адвоката, если уголовное дело в отношении него не было возбуждено или он не был привлечен в качестве обвиняемого в порядке, установленном статьями 447–451 настоящего Кодекса также допускается с учетом положений частей 7 и 8 настоящей статьи и только на основании судебного решения.».

4. В пункт 11 статьи 2 Федерального Закона «О полиции» внести предложение следующего содержания: «Органы внутренних дел также осуществляют государственную защиту адвокатов, не являющихся участниками уголовного судопроизводства, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;».

  5. В статью 8 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» внести предложение в следующей редакции: «Проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения.».

6. Из статьи 7.1 Федерального Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» исключить слова «адвокат», «адвоката», «адвокатами», «адвокатская палата».

7. В положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

7.1. Внести статью 5.39.1. в следующей редакции: «5.39.1. Непредставление сведений (информации) по запросу адвоката

Непредставление или несвоевременное представление адвокату сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления адвокатской деятельности, а равно представление адвокату таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.».

7.2. Часть 2 статьи 1.4 изложить в следующей редакции: «Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), а также адвокатов, устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.»;

7.3. Внести в статью 25.6 часть 3.1 в следующей редакции: «Не подлежит допросу в качестве свидетелей: адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием, а также адвокат - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи.».

7.4. Часть пятую статьи 25.5 изложить в следующей редакции: «Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Адвокат, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе пользоваться правами, предусмотренными Федеральным законом от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также использовать иные не запрещенные настоящим Кодексом средства и способы защиты».

         В связи с вышеизложенным предлагаем направить текст данного заключения в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека для сведения и использования в работе над окончательной редакцией Проекта рекомендаций Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам специального заседания на тему: «О роли адвокатуры в правозащитной деятельности».

 

Председатель комиссии по защите прав

адвокатов- членов адвокатских образований ГРА

кандидат юридических наук, доцент                                                                      

Podp RagulinА.В. Рагулин

 

 

 

 

 

LogoGra bw

Научно-консультативный и экспертный совет

Гильдии Российских адвокатов

комиссиЯ

по защите прав адвокатов-членов адвокатских образований Гильдии Российских адвокатов

Российская Федерация, 105120, г. Москва, Малый Полуярославский пер., д.3/5, стр.1.

Тел. +7-495-917-36-60, + 7-917-40-61-340

Президенту Гильдии российских адвокатов,

ректору РААН, д.ю.н., профессору,

Г.Б. Мирзоеву

г. Москва                                                                                     «14» марта 2016 г.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по проекту Федерального закона «О внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федерации в

части обеспечения права адвоката на сбор сведений,

необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи» (№ 993553-6)

 

         02 марта 2016 г. в ходе совместного заседания Научно-консультативного и экспертного совета Гильдии российских адвокатов и Комиссии по защите прав адвокатов-членов адвокатских образований Гильдии российских адвокатов было проведено обсуждение Проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи» (№ 993553-6).

Как следует из Пояснительной записки к Законопроекту, он носит комплексный характер, направлен на изменение положений действующего законодательства о запросе адвоката, а также на устранение возможных нарушений права адвокатов на запрос сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи, а целью проекта федерального закона является устранение правовых коллизий и пробелов в законодательстве Российской Федерации в области адвокатского запроса, а также соблюдение конституционного принципа состязательности и равноправия сторон на любой стадии уголовного, гражданского, административного, арбитражного судопроизводства.

Также в пояснительной записке отмечено, что предлагаемые изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации направлены на упорядочение деятельности адвокатов в уголовном, административном, гражданском судопроизводстве при оказании квалифицированной юридической помощи, а также на повышение качества оказания такой помощи адвокатами и создание условий, обеспечивающих доступ граждан к правосудию, при соблюдении конституционных гарантий прав граждан на судебную защиту и квалифицированную юридическую помощь.

Одной из основных позитивных идей, отраженных в законопроекте является предложение об установлении в ст. 5.39 КоАП РФ, наряду с ответственностью за непредставление информации гражданину, административной ответственности за неисполнение адвокатского запроса. Однако поскольку данная норма в виде санкции за данное правонарушение предусматривает лишь штраф в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, а повышение ее в законопроекте не предусмотрено, предлагаемое нововведение не будет существенным образом способствовать реализации права адвоката на запрос сведений. При этом необходимо отметить что в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации имеются законодательные инициативы об увеличении размера штрафа, установленного в ст. 5.39 КоАП РФ (см. например законопроект № 603863-6) .

В законопроекте также предложено установление в ст. 13.14 КоАП РФ административной ответственности для адвокатов за разглашение информации, полученной по адвокатскому запросу и наказания за это деяние в виде штрафа в размере от четырех до пяти тысяч рублей. Учитывая содержание норм КПЭА, а также предусмотренную положениями законодательства возможность инициирования территориальными управлениями юстиции процедуры привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности, а также возможностями осуществления контроля за ней, адвокаты и в настоящее время могут быть привлечены к ответственности за нарушения связанные с разглашением конфиденциальной информации. Поэтому введение соответствующей нормы является нецелесообразным.

Предложенный в законопроекте механизм получения адвокатом ответа на запрос также вызывает нарекания: из буквального толкования его норм следует, что органы или организации, которым могут быть направлены адвокатские запросы, должны будут сами разработать порядок выдачи адвокату запрошенных им документов, и лишь в этом порядке такие сведения могут быть выданы адвокату. Подобный подход, не учитывающий как правило существующее нежелание адресата запроса сообщать адвокату те или иные сведения приведет к созданию непреодолимых трудностей для получения ответа на запрос адвоката.

В законопроекте предложено введение нового основания для прекращения статуса адвоката - незаконное использование и (или) разглашение информации, связанной с оказанием адвокатом квалифицированной юридической помощи своему доверителю, либо систематическое несоблюдение установленных требований к адвокатскому запросу.

В случае введения этого основания может сложиться такая ситуация, при которой незначительные нарушения требований к адвокатским запросам могут повлечь прекращение адвокатского статуса наиболее активных подателей подобных запросов. При этом, что требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, как следует из законопроекта, будут устанавливаться не органами адвокатского самоуправления, а федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.

Поскольку в законопроекте не содержится каких-либо норм, предполагающих внесение изменений в соответствующее отраслевое законодательство, адвокатские запросы, касающиеся служебной тайны, банковской тайны, тайны усыновления, медицинской тайны, неизбежно будут оставлены без ответа. Тем, более, что в законопроекте предложено ввести такое основание для отказа в предоставлении информации по запросу как отнесение запрошенных сведений к информации с ограниченным доступом или государственной тайне.

Рассматриваемый законопроект содержит в себе и положения о том, что действующий ныне, длительный 30-дневный срок предоставления ответа на адвокатский запрос может быть продлен еще на тридцать дней. Подобное нововведение на практике может существенно увеличить сроки ожидания ответа на большинство адвокатских запросов.

Таким образом, форма юридической ответственности, а также вид и размер наказания, предложенные в законопроекте и призванные обеспечивать исполнение адвокатских запросов, не являются достаточными для надлежащего обеспечения соответствующего права адвоката. Законопроект создаст дополнительные организационные и правовые препятствия в получении адвокатом ответов на запросы, при том, что возможность их устранения будет всецело зависеть от различных органов государственной власти и организаций, являющихся адресатами этих запросов. Положения законопроекта на практике приведут к увеличению срока ответа на адвокатский запрос до шестидесяти дней. Предлагаемый к принятию законопроект не содержит в себе правового механизма, связанного с внесением изменений в отраслевое законодательство, который позволял бы получать адвокату всю интересующую его информацию. Это в своей совокупности позволяет прийти к выводу о том, что предлагаемый к принятию законопроект не способен достичь поставленных в пояснительной записке к нему целей и задач.

Наряду с этим, в законопроекте содержится ряд положений, никак не связанных с его наименованием и не нашедших своего обоснования в пояснительной записке.

Так, в законопроекте предлагается ввести ограничение на возможность создания адвокатского кабинета путем установления нормы о том, что учредить его может лишь адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет. Аналогичное требование предлагается установить и для адвокатов-учредителей коллегий адвокатов: в их числе должно быть не менее двух адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет. В то же время, на сегодняшний день не имеется репрезентативных научных исследований мнения адвокатов о необходимости увеличения стажа адвокатской деятельности в рассматриваемом аспекте, поэтому сложно судить о консолидированном мнении адвокатского сообщества по этому вопросу.

Однако с точки зрения лиц, планирующих приступить к адвокатской практике в ближайшем будущем, особенно если будут реализованы положения программы "Юстиция" в части принятия в адвокатуру частнопрактикующих юристов, предлагаемые поправки являются дискриминационными, и противоречащими ей.

Ряд содержащихся в законопроекте изменений направлен на совершенствование порядка воздействия ФПА РФ на адвокатские палаты субъектов федерации: предложено предоставить ФПА РФ право по представлению не менее половины членов адвокатской палаты, территориального органа юстиции и даже по собственной инициативе, направлять Совету региональной адвокатской палаты предписание об отмене решения, нарушающего требования законодательства или решения органов ФПА РФ, либо об исполнении требований законодательства или решений органов ФПА РФ. Более того, в законопроекте предлагается предоставить Совету ФПА РФ не только право отменять решения органов региональных адвокатских палат, в случае неисполнения в течение двух месяцев соответствующего предписания, но и право созвать внеочередное собрание (конференцию) адвокатов адвокатской палаты субъекта федерации для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий ее Совета, а также право приостановить полномочия Президента палаты и назначить исполняющего его обязанности до принятия внеочередным собранием (конференцией) адвокатов соответствующих решений.

Таким образом, по замыслу авторов законопроекта, ФПА РФ должна получить право прямого контроля за всеми решениями и действиями Президентов и Советов региональных адвокатских палат, что фактически приведет к выстраиванию в отечественной адвокатуре жесткой властной вертикали. К чему это приведет прогнозировать сложно, но то, что обозначенный вопрос требует широкого публичного обсуждения среди адвокатов - очевидно. Однако такого обсуждения к настоящему времени не проведено, при том что о соответствующих поправках в СМИ упорно замалчивается, а в распространяемой информации акцент делается лишь на вопросах, связанных с проблемами адвокатского запроса.

         Также в законопроекте предлагается закрепить за ФПА РФ право на обращение в суд в порядке, предусмотренном ст. 46 ГПК РФ и ст. 40 КАС РФ, с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся членами адвокатского сообщества. Но, к сожалению, консолидированное мнение о том, согласны ли сами адвокаты на предоставление ФПА РФ такого права в настоящее время не сформулировано.

         Наряду с этим в законопроекте предложено включить содержащиеся ныне в КПЭА нормы о Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам в положения ФЗ "Об адвокатской деятельности...", а также включить в состав этой комиссии представителей государственных органов: по два представителя от министерства юстиции РФ, Государственной Думы ФС РФ и от Совета Федерации ФС РФ. Тем самым, по замыслу авторов законопроекта, государство должно получить возможность прямого влияния на решение вопросов, входящих в ведение Комиссии, таких как разработка обязательных для всех адвокатов стандартов оказания квалифицированной юридической помощи и других стандартов адвокатской деятельности, дача обязательных для всех адвокатских палат и адвокатов разъяснений по вопросам применения КПЭА и положения о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката и ряда других.

         С одной стороны - это, в определенной степени, придаст повышенную значимость решениям соответствующей Комиссии, но с другой - может стать еще одним шагом на пути ограничения независимости адвокатуры.

         Единственными, однозначно позитивными положениями, содержащимися во второй части законопроекта, являются предложения об уточнении норм, регламентирующих форму удостоверения адвоката и закреплении в тексте закона положений о том, что удостоверение предоставляет адвокату право беспрепятственного доступа в здания судов и органов прокуратуры в связи с осуществлением профессиональной деятельности. Полезность данного нововведения очевидна, поскольку оно призвано снять появившиеся в последние несколько лет проблемы с так называемыми "новыми" бланками адвокатских удостоверений и имеющимися в них голограммами вместо прямо предусмотренной законом печати территориального органа юстиции. Однако разработчиками законопроекта было необоснованно ограничено количество мест, куда удостоверение адвоката будет предоставлять беспрепятственный доступ: в нем не указаны помещения следственных органов, следственные изоляторы, учреждения исполнения наказаний, а их следовало бы указать в первую очередь.

         На основании вышеизложенного Научно-консультативный и экспертный совет Гильдии Российских адвокатов и Комиссия по защите прав адвокатов- членов адвокатских образований Гильдии российских адвокатов

 

ПРЕДЛАГАЮТ:

         Обратиться от имени Гильдии российских адвокатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека с просьбой об организации широкого обсуждения предлагаемого к принятию законопроекта и учете сформулированных в настоящем заключении идей и предложений при его доработке.

Председатель Научно-консультативного

и экспертного совета Гильдии российских адвокатов,

председатель Комиссии по защите прав

адвокатов- членов адвокатских образований

Гильдии российских адвокатов,

доктор юридических наук, доцент

 

А.В. Рагулин